В МАДОУ ДС №54 имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийные установки (проекторы, ноутбуки).
  • стол для рисования песком;
  • музыкальные центры;
  • магнитофоны.

В рамках реализации программы «Доступная среда» в МАДОУ ДС №54 в 2019 году была создана сенсорная комната, в которой получают психологическую, коррекционно-развивающую помощь дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
Занятия в сенсорной комнате в МАДОУ ДС №54 считаются элементами экспериментальной педагогики. Тем не менее они зарекомендовали себя как универсальный и эффективный метод для развития и воспитания подрастающего поколения. Потрясающие результаты были достигнуты как в групповых, так и в индивидуальных занятиях с детьми ОВЗ и детьми –инвалидами. Гиперактивные дети и дети с синдромом дефицита внимания в сенсорных комнатах ведут себя более сдержанно и могут концентрироваться на деталях, избавляются от стресса и полноценно расслабляются в физическом и эмоциональном плане;
• дети со сниженной мотивацией к взаимодействию и обучению, потерей внимания и замкнутостью легко активируют эмоциональный фон, проявляют интерес к обучению и общению со сверстниками и воспитателями;
• аутичные дети устанавливают контакт с педагогом, а затем и со сверстниками, учатся взаимодействию и приобретают необходимые для обучения и развития навыки.
Такие особенности делают сенсорные комнаты универсальным инструментом для комплексной коррекции физических и психологических расстройств у детей младшего возраста. Занятия проводятся в форме игры, а элементы стимуляции отдельных качеств и чувств чередуются с релаксацией, благодаря чему они без усилий обогащают чувственные и физические способности. В будущем это позволит управлять эмоциями, налаживать коммуникацию, выстраивать жизненную позицию и создавать мотивационный настрой к любым видам деятельности.
В сенсорной комнате установлено и используется ряд приспособлений, которое обладает стимулирующим или релаксирующим действием для детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
1. Световой стол предназначен для развития воображения, способствует созданию хорошего настроения, снимает психическое и эмоциональное напряжение, настраивает на развитие сенсорной моторики, развивает и левое, и правое полушарии мозга. С помощью данного элемента можно рисовать разными способами: обеими руками, ладонью, кулаком и т.д.
2. Тактильная среда представлена тактильной панелью, панелью «Движение по прорези» и тактильной напольной дорожкой. Они используется с целью развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата. Дети получают положительные эмоции, укрепляют опорно-двигательный аппарат, а к тому же дополнительно получается эффект закаливания. С одной стороны, происходит лечебно-профилактическое занятие, а с другой — всего лишь забавная игра для детей.
3. Пузырьковые колонны с рыбками заряжают положительным настроением, развивают навыки коммуникации, стимулируют зрительные и тактильные рецепторы, помогают закрепить понятие цвета, оказывают расслабляющее действие.
4. Фибероптические нити — направлены на снятие стрессового состояния, развивают моторику и тактильные ощущения. Воспитанники могут переплетать нити разными способами, заплетать косы. При этом даже происходит улучшение зрения.
5. Световой проектор, в который вставляется жидкий диск с изображением смешения различных цветов, принимающего причудливые формы.
6. Комод психолога, в котором находятся наборы для игр с водой, набор М. Мантессори, наборы для развития координации движения, набор дидактический для тренировки обоих полушарий головного мозга, планшеты для рисования маркерами, планшет для рисования песком.
7. Сенсорный стол с игровыми заданиями на развитие памяти, внимания, мышления.
8. Музыкальный центр. Используется для прослушивания музыки для релаксации, снятия эмоционального напряжения детей с ОВЗ.
9. Ламинатор. Предназначен для изготовления методических пособий, игр, карточек, которые используются в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
10. Игровизор с приложениями – помогает детям с ограниченными возможностями здоровья развивать сенсорное восприятие, мышление, воображение, мелкую моторику, координацию «глаз-рука».
11. Геовизор – тренирует мелкую моторику пальцев и кистей рук, развивает творческие способности, способствует совершенствованию интеллекта у детей с задержкой психического и речевого развития.
12. Геоконт- применение в работе с детьми с ОВЗ дает возможность достижения главной цели дошкольного образования - развития интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
13. Ноутбук и МФУ используется для совершенствования деятельности педагога-психолога с детьми с ОВЗ, подготовки дидактического материала для индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. К ноутбуку прилагается программно-дидактический комплекс «Мерсибо Плюс», который содержит комплекс интерактивных игр и упражнений для детей с особенностями развития.
Помимо этого, сенсорная комната для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: наполняется различными элементами для создания уютной, комфортной для малышей атмосферы. Реабилитационные и развивающие элементы (паззлы, конструкторы), которые необходимы для стимуляции деятельности ЦНС, общего физического развития и бытовых навыков. Такие элементы сенсорной комнаты используются для тонизирования или расслабления в зависимости от особенностей ребенка.
14. Уличный мостик установлен на спортивной площадке для тренировки равновесия.
В условиях сенсорной комнаты работу осуществляет педагог психолог МАДОУ ДС №54 – Золотухина Наталья Владимировна.